Помимо умения хорошо петь, профессиональный вокалист должен обладать актерскими навыками. Находиться на сцене, держать внимание аудитории, доносить свой творческий замысел – это непростая задача, требующая от артиста понимания законов актерского мастерства.
Вокалисту, как и всякому артисту, для которого сцена – основное рабочее месте, необходимо знать хотя бы общие законы поведения "человека на сцене". Это поможет выработать уверенность в своих творческих силах (воля, устремленность, самодисциплина), концентрировать внимание перед выступлением, во время выступления на художественной стороне исполняемого произведения, на технических средствах, которые дадут возможность певцу передать все нюансы произведения.
Школы по работе актера над собой создавали такие мастера, как Дельсарт, Станиславский, М. Чехов и многие другие. К.С. Станиславский создал свою знаменитую «систему», включающую в себя практические техники и упражнения, помогающие развить сценическую органичность. Он говорил, что труд - первое непременное условие в работе над собой. Эта работа должна трудное сделать привычным, привычное – легким, легкое – прекрасным. Станиславский считал, что "изучение законов творчества способно притупить искру вдохновения у посредственного актера, но оно раздувает эту искру в большое пламя у подлинного художника".
Иногда очень обидно наблюдать на сцене исполнителей, лекторов, педагогов, которые выглядят при этом хуже рабочих сцены, обнаруживая полное отсутствие представления о культуре и манере сценического поведения. Тем не менее, эти проблемы можно решить с помощью работы по овладению своим телом, своими нервами, своим вниманием. Это и есть то, что называют профессионализмом. Умение "нести себя" – это не только эстетическая сторона проблемы, ведь тело исполнителя, как и голос, – это его "инструменты", особенно это касается актеров, вокалистов, хотя и для дирижера, лектора и педагога это тоже очень важно. Дельсарт говорил: "Тело - инструмент, актер - инструменталист".
На сцене каждое движение рук, ног, фигуры, мимика лица - все воспринимается зрителем, создавая имидж актера. Иногда отчетливо видно, как неудачная "выходка" исполнителя, лектора мгновенно разрывает те ниточки внимания, которые соединяют его и зал, разрушает тот образ, который выстраивался.
"Недостатки, которые свободно сходят с рук в жизни, становятся заметными перед освещенной рампой и назойливо лезут в глаза зрителям... Это понятно: на подмостках человеческая жизнь показывается в узком пространстве сценической рамки. На эту жизнь, втиснутую в театральный портал, смотрят в бинокли, ее разглядывают, точно миниатюру, в лупу. При этом от внимания зрителей не ускользнут никакие детали, никакие мельчайшие подробности. Если прямые, поднимающиеся как шлагбаумы, руки с грехом пополам терпимы в жизни, то на сцене они не допустимы. Они придают деревянность фигуре человека, они превращают его в манекен. Кажется, что у таких актеров душа такая же, как руки - деревянная. Если к этому прибавить еще и прямой, как жердь, спинной хребет, то получится в полном смысле слова "дуб", а не человек. Что может выявить такое "дерево"? Какие переживания?", – так пишет в своей книге "Работа актера над собой" К.С. Станиславский. Однако и такую «деревянность» можно преодолеть с помощью выработки соответствующей техники.
Самые основные, первые требования к телу исполнителя:
Поза человека, поющего и говорящего на сцене, должна быть удобной и естественной. Он должен уметь хорошо и удобно стоять на двух ногах, что обеспечивает устойчивость тела, равномерное распределение нагрузки на все мышцы и мускулы, мобилизует нервную систему.
Плечи должны быть хорошо развернуты на прямом позвоночнике. Это помогает полноценно брать дыхание в легкие и использовать грудной резонатор.
Голову не опускать и не запрокидывать, она должна смотреть прямо перед собой, находясь на свободной, не зажатой шее – это обеспечивает свободу гортани и глотки, их естественное состояние. Все должно способствовать полноценному звучанию голоса.
Лицо поющего или говорящего должно быть свободно от гримас и подчинено общей задаче – идее творчества. Кроме того, в процессе занятий важна улыбка как фактор, как чувство радости, удовольствия от дела. "Как чувство радости вызывает улыбку и блеск в глазах, так улыбка на лице заставляет ученика ощутить приподнятость, радость творчества". Не случайно старые итальянские педагоги требовали во время пения и перед ним улыбаться, делать "ласковые глаза". Все эти действия, по закону рефлекса, вызывают нужное внутренне состояние. У некоторых певцов есть привычка выходить на сцену со строгим, недовольным видом. Лучше этого избегать, ведь ничто не портит настроения так, как мрачное, неприветливое или высокомерное выражение лица артиста, вышедшего к слушателям. Именно эта работа готовит внутреннюю сценическую раскрепощенность.
Руки должны быть свободны, не напряжены, не зажаты за спиной или на груди, а опущены по бокам, что в любой момент позволяет сделать свободный, произвольный жест.
Педагог Н.М. Малышева в своей работе "О пении" вспоминает, как К.С. Станиславский работал над постановкой тела актера для сцены, какие предъявлял требования: "нужно прислонится спиной к косяку двери, шкафа, стремиться расправить свой позвоночник вдоль косяка, расправить корпус, выпрямиться, плечи опустить, шея станет длиннее и прямее, живот втянется. Дыхательный аппарат займет удобное положение, гортань расположится как бы на прямой оси. Голова певца должна стоять гордо. Шея должна выпрямиться, чтобы при движениях челюстью не нажимать на гортань. Очень полезно в пении представлять себе, что на голове держишь кувшин с водой (вырабатывается баланс шеи и мышц, держащих голову)".
И еще несколько слов о том, что надо делать, чтобы справиться с волнением перед выступлением. При любом публичном выступлении никогда не следует начинать выступление тотчас по выходе на эстраду, нужно некоторое время постоять, чтобы затормозилось действие посторонних раздражителей. При этом полезно сделать 2-3 вздоха через нос, ощутив напряжение мышц зева, глотки (зевок), а также вспомнить о дыхании. Эта пауза между выходом на сцену и началом творческого процесса поможет и зрителям собрать внимание для дальнейшего восприятия вашего творчества.
Элементы системы Станиславского.
В следующем разделе приведены некоторые практические элементы системы Станиславского, которые могут пригодиться и обычному человеку в жизни, и вокалисту на сцене.
Наблюдательность.
Это очень интересное и непростое занятие, длиться которое может всю жизнь. В чем же оно состоит? В развитии гибкости собственной души. Актер должен владеть своими эмоциями, вниманием и телом, уметь находить верное сценическое самочувствие.
На помощь в этом приходит наблюдательность. Развивая и совершенствуя этот навык, актер способен находить материал для творчества в окружающей жизни. Например, наблюдая за интересными, со своей точки зрения, людьми, актер может правдиво создать на сцене тот или иной образ. Он не просто копирует увиденное, а, проникая в самую суть, воспроизводит характер человека, изменяя свой голос, походку, манеру поведения и т д. Увиденное невольно дополняется собственной фантазией, что развивает воображение и интуицию.
Начать можно с малого, позаимствовав метод, опять-таки, из актерской практики. Например, вы едете в метро и у вас есть возможность некоторое время понаблюдать за одним человеком. Выберите себе интересный типаж и постарайтесь угадать, в какой сфере он работает, какую должность занимает, его семейное положение, достаток и т д. Обращайте внимание на все детали, они очень важны. При чем не только явные (обручальное кольцо на пальце, дорогие ботинки и т д), но и скрытые, например: обручальное кольцо очень ярко блестит, оно совсем новое, может быть это молодожен, но на вид ему лет 50, может быть, он начистил его перед тем, как заложить в ломбард, но не похоже, чтобы он нуждался в деньгах и т д).
Умение создавать правдивый и узнаваемый образ на сцене также необходимо и вокалистам.
Освобождение мышц.
Одно из важнейших качеств актера – умение владеть собственным телом, подчинять мышцы своему намерению. Есть специальные упражнения, с помощью которых можно определять лишние зажимы (напряжения) мышц, освобождаться от них, развивать пластичность и красоту движений. Добиваясь правильного мускульного ощущения в упражнениях, на сцене актер способен правдиво действовать, быть естественным и свободным.
Не секрет, что скованность очень многим мешает жить. Человек в некоторых ситуациях, (а, как правило, в самых решающих) не знает, как себя держать, куда деть руки, чувствует себя неловко, отчего выглядит неуверенно и даже неуклюже и смешно. Как результат – неудача в попытках устроиться на работу, полное фиаско в отношениях с противоположным полом и т д. Это сводит к нулю собственную самооценку, приводит к депрессии и тому подобным неприятностям - не стоит продолжать их список. Так вот, человек, умеющий подчинять себе собственное тело, достигает тех же результатов, что и хороший актер на сцене: он выглядит естественно, непринужденно, свободно. Он умеет справляться с излишним волнением. Если нужно, может привлечь внимание публики ярким жестом, произвести впечатление уверенной походкой или красивой пластикой. Одним словом, человек, умеющий управлять своим телом, всегда сможет произвести нужное ему впечатление, справиться с любой ситуацией, а значит, и добиться желаемых результатов в деле.
Снятие мышечных зажимов – одно из самых важных направлений работы вокалиста, так как любая зажатость в теле мешает голосу, основному инструменту певца.
Целесообразное подлинное действие по системе Станиславского.
Станиславский учил актера, что прежде, чем начать действовать в роли, надо ответить себе на вопрос от лица своего героя: «чего я хочу?». Выполнение своего «хотения» есть сценическая задача. Задача должна быть осознана. Главное для актера играть не результат, а процесс реализации своей задачи.
Схема процесса по системе Станиславского:
- четкое выражение мысли;
- мысль увлекает чувство;
- чувство превращается в стремление, т е в задачу;
- верными будут те действия, которые необходимы для выполнения данной задачи
Например: иду на свидание с любимым человеком, задача – хочу ему понравиться, действия – выбираю подходящий наряд, прическу и т. д.
Эта простая логика действий персонажа, которой обучается актер в работе над ролью, может стать незаменимым помощником для любого человека. Ведь у каждого из нас бывают случаи, когда, кажется, жизнь заходит в тупик, и перед нами встает излюбленный вопрос русской интеллигенции: что делать? Не пытаясь логически разобраться в проблеме, мы совершаем множество лишних телодвижений, ненужных поступков, тратя впустую и время и силы. А результата, в лучшем случае, нет совсем, в худшем – он отрицательный. Простой выход, известный психологам, но подсказанный еще Станиславским (только психологи возьмут с вас деньги за консультацию, а Станиславский поделился мыслями безвозмездно, изложив свою систему в книге): взять бумагу, карандаш и, точно сформулировав мысль, написать ответ на вопрос: чего я хочу. Хорошенько прислушайтесь к себе. Если ваши чувства не противоречат решению разума, то после этого пропишите себе точные, конкретные, действия, которые помогут реализовать эту задачу. Дальше – действуйте. Постепенно, шаг за шагом вы достигните цели.
Этот прием может пригодиться вокалисту в работе над песней, ведь хорошо исполненная песня – это маленький спектакль. Целесообразность и логичность действий на сцене необходимы певцу так же, как и актеру.
Сценическое внимание
В жизни человек обладает «непроизвольным вниманием». На сцене внимание актера должно быть произвольным, то есть зависеть от его воли. Оно необходимо актеру все время пребывания на сцене, особенно во время реплик партнера. С помощью специальных упражнений актер развивает произвольное внимание. Наверняка и в вашей жизни бывали случаи, когда вам недоставало подобного навыка.
Цель:
- уметь сосредотачивать внимание на определенном объекте;
- научиться абстрагироваться от лишних раздражителей во время выступления;
- научиться на публике по-настоящему смотреть и видеть, слушать и слышать;
- уметь в любую минуту выделять нужный объект ;
- и как результат – уметь справляться с волнением на публике, не терять мысль в любых условиях;
Актер учиться заново ходить, сидеть, говорить и совершать другие всевозможные действия. Эта учеба начинается с проверки внимания всех пяти органов чувств: зрительного, слухового, осязательного, обонятельного, вкусового.
Вот некоторые примеры из жизни, когда вам необходимо произвольное внимание (как правило – это публичные выступления):
- на экзаменах
- выступления на совещаниях
- работа «на телефоне»
- произнесение речи в торжественных случаях
- на переговорах
- на судебных процессах
- участие в передаче на ТV
- и просто в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать внимание на работе в нерабочих условиях (например: вам необходимо к завтрашнему дню закончить срочную работу, вы сидите перед компьютером, пытаясь сосредоточиться, а ваши соседи решили увеличить габариты своей квартиры, ломая перегородку);
Бывает так, что певец прекрасно поет дома или на занятии, но на публике – все идет не так, как хотелось бы. Почему? Волнение, другая атмосфера, лишние звуки и даже запахи, внешняя обстановка, которую невольно приходится рассматривать, все это рассеивает внимание, отвлекает слух и зрение от главного объекта, от песни. В таких случаях необходимо уметь не только собирать свое внимание, но и удерживать его. Именно этому и учат актерские упражнения на внимание.
Великий русский актер Михаил Чехов предостерегал своих учеников от главной ошибки в работе над тренировкой внимания: сосредотачиваясь на объекте, не надо стараться нарочито «не замечать», «не видеть», «не слышать», «не обращать внимания» на все, что не относится к этому объекту. Стараясь «не обращать внимания», вы тем самым и обращаете внимание, видите и слышите как раз то, что не нужно. Важно одно: быть внимательным к объекту, все остальное отпадет само собой.
Чехов приводит такой пример: «Представьте себе, что вы смеетесь. Причина смеха безразлична, пусть это будет беспричинный смех. Предположим, что вы хотите перестать смеяться. Как это сделать? Нужно направить свое внимание на любой объект, не имеющий отношения к смеху. И смех прекратится сам собой. Но если вы вместо этого сосредоточитесь на том, чтобы не смеяться, то смех не только не прекратиться, но и усилится. Произойдет это оттого, что, сосредотачиваясь на том, чтобы не смеяться, вы тем самым именно на смех обращаете внимание».
Упражнения на развитие внимания.
Рекомендуется проделывать каждый день в любой удобный момент.
1.Начните с простого. Выберите предмет. Рассмотрите его. Чтобы избежать пустого «гляденья» - опишите для себя его внешний вид: форму, цвет, особенности, детали и т д.
Затем, отвернувшись от него, или прикрыв, расскажите себе все, что запомнили. Потом снова посмотрите на предмет и сравните со своим описанием.
2. Рассмотрите человека, который находится рядом с вами (коллега по работе, случайный попутчик и т д). Отвернитесь и опишите его себе, вспоминая все детали: цвет и фасон одежды, украшения, форму часов, количество пуговиц и т п – все детали.
3. Усложните задачу. Попросите кого-нибудь из родственников составить для вас фигуру из спичек. Не смотрите, как он это делает. Рассмотрите готовую фигуру в течение 30 секунд, затем прикройте ее и постарайтесь сложить точно такую же. Сверьте обе фигуры.
4. Найдите себе напарника и потренируйте вместе ваше внимание. Отвернитесь, а напарник пусть разложит на столе 5-6 некрупных предметов (со временем их количество надо увеличивать). Внимательно рассмотрите предметы: под каким углом они лежат, в каком порядке, на каком расстоянии друг от друга и т д. Снова отвернитесь, а помощник в это время произведет с предметами некие изменения. Он может проявить изобретательность, например, не просто поменять предметы местами, а, если среди них есть часы – перевести стрелки, или уменьшить количество листов бумаги. Повернитесь к столу и назовите все изменения.
5. Рассмотрите узор на шторах (одежде, обоях и т д). Отвернитесь и мысленно нарисуйте его.
Упражнение на раздвоенное внимание:
6. Считая монеты, одновременно рассказывайте приятелю сюжет фильма.
7. Беседуя с другом, прислушивайтесь ко всем звукам за окном и старайтесь представить, что там происходит, не «выпадая» из разговора.
Сценический образ
Актер обязан уметь перевоплощаться в другого человека, создавая сценический образ. Сценический образ – это живой человек, придуманный автором и воплощенный актером. Если актер сделает себе грим и наденет костюм, это еще не будет перевоплощением. Перевоплощение – долгий процесс, который начинается с постижения и проникновения в мир героя, слияния с ним. Для того, что проникнуть в этот мир, актеру необходимо нафантазировать жизнь этого человека до мельчайших подробностей: атмосферу эпохи, город, в котором он живет, его профессию, интересы, характер, манеру поведения, жесты, походку, голос, даже мысли и, конечно, логику поведения. В результате, актер полностью проникает в мир своего персонажа и от своего лица искренне живет чужой жизнью. Вокалисту в работе над песней необходимо так же продумывать предшествующую историю, чтобы прочувствовать ее и достоверно донести эмоции, заложенные в песне.
Общаясь с людьми, часто бывает так, что нам трудно найти общий язык. Мы портим отношения с коллегами по работе, теряем любимых иногда только потому, что в какой-то момент не поняли (или не захотели понять) другого человека. Что такое «понять» другого? Да просто поставить себя на его место и попытаться объяснить: почему он поступил именно так. А что такое «поставить себя на его место»? Представить себя в обстоятельствах другого человека, вспомнить (или узнать) подробности его характера и быта. Одним словом, «примерить» на себя его жизнь, подобно тому, как это делает актер, работая над образом. Это поможет вам объяснить себе внутреннее состояние и поступки другого человека, что-то понять, простить. Вы сможете регулировать свои отношения, находя верный подход к человеку, а это поможет избежать ненужных конфликтов в коллективе, сохранить отношения с близкими людьми.
Фантазия и воображение.
Без образного мышления нет творчества. Актеру требуется активная и свободная работа воображения и фантазии, для того, чтобы ярче выражать свои чувства и сильнее воздействовать на чужие. Актер развивает воображение и фантазию с помощью специальных упражнений. Они помогают ему перенестись на сцене в нереальные условия и реально существовать в них. Как сыграть то, что никто никогда не видел и не знает, как это выглядит (например, Кощея Бессмертного, Морского Царя в сказочном подводном мире)? Сказку нельзя воспроизвести доподлинно, как реальные обстоятельства, но ее можно нафантазировать. При этом, актер верит не в то, что нарисованная декорация – волшебный дворец, но верит в подлинность своего отношения к ней.
В нашей жизни есть масса дел, которые нам приходится выполнять в силу необходимости, которые постепенно превратились в настоящую каторгу (уборка по дому, глажка белья, ежедневная езда в общественном транспорте и т д). Попробуйте с помощью фантазии превратить скучное и давно надоевшее занятие во что- то увлекательное и приносящее удовольствие. Например, убирая квартиру, представьте, что вы – в сказочном лесу. Стол - скала, стулья - это волшебные деревья, ковер – поляна, а вы – не просто вытираете пыль, а прикасаетесь к предметам волшебным эликсиром, преображая их.
Возвращаясь домой привычным путем, посмотрите на окружающий мир другими глазами: тень от дерева напоминает раскинутые руки колдуна, а дом похож на корабль, тучи – горы и т д.
С помощью фантазии, можно научиться получать удовольствие от жизни во всех ее проявлениях.
Упражнения на развитие фантазии:
1.. Возьмите карандаш (или какой-нибудь другой предмет) и обращайтесь с ним как:
- заряженным револьвером
- с острой бритвой
- змеей и т.д.
2. Пройдитесь по полу, как :
- по луже
- по раскаленному песку
- по осколкам стекла
3. Ищите сходство между определенными людьми и предметами, людьми и животными.
4. Фантазируйте на тему, каково настроение того или иного неодушевленного предмета, сколько ему лет, какой у него характер.
5. Фантазируйте под музыку.
6. Примените фантазию к заданным предметам и действиям. Придумайте про них коротенький занимательный рассказ, (предметы и действия могут любые, берите, что первое придет в голову, главное, чтобы в вашем рассказе они были логически оправданы):
- часы---------игла
- шпилька------газета
- телефон-----ботинок------деньги
- зеркало-----вилка-----валенки
- ждать------кукла
- прятать-----записка-----холодильник и т д
Психологический жест.
Перед актером стоит непростая задача: по роли ему нужно в какой-то момент рассердиться, или, скажем, испугаться. При этом искренне, по настоящему, не фальшиво. Как это сделать? Михаил Чехов пишет, что душа и тело находятся в прямой и обратной зависимости друг от друга. Актер не может заставить душу чувствовать по приказу. Но он может сделать жест телом, на который среагирует душа. Например, если сильно топнуть ногой, то можно вызвать чувство злости. А, почувствовав злость, можно топнуть еще раз – ярче и выразительней. Значит, душа и тело могут подстраиваться друг под друга.
В повседневной жизни мы тоже пользуемся такими психологическими жестами, только, в основном, бессознательно. Обычно это бывает, когда мы эмоционально возбуждены. Например, крикнув кому-то «вон отсюда!», мы сопровождаем это резким «указывающим» жестом руки. Или, если нас унизили, отстаивая себя, мы невольно гордо поднимаем голову и распрямляем плечи. Если научиться осознанно находить и выполнять верный жест, то можно управлять своим душевным состоянием: избавляться от негатива, создавать себе хорошее настроение.
Умение действовать словом.
Яркие конкретные образы, живущие в воображении актера, должны быть донесены до слушателя. Актеру очень важно уметь воздействовать словом на публику, убеждать, заинтересовывать. В спектакле раскрыть «суть дела» актеру помогают движение, партнеры, декорации. Но как быть, если речь идет о художественном чтении рассказа или стиха, когда в распоряжении актера только слово?
Актер-чтец учится наполнять слово содержанием. Для этого надо мысленно связать слово с целенаправленным действием. «Он оглянулся»- говорит актер. Это не словесное действие, а лишь его обозначение. Свяжем слово с целью: оглянулся, чтобы посмотреть, не следят ли за мной, или оглянулся, чтобы проверить, не уронил ли чего, или оглянулся, чтобы полюбоваться проходящей мимо девушкой. Появляется задача, ради которой «он оглянулся». А значит фраза «он оглянулся» наполняется конкретным содержанием. Определяется мысль, которую чтец хочет донести. Без внутреннего движения мысли тест не интересен слушателю, даже если он эмоционален.
Умение доносить до слушателя свою мысль – очень важное качество не только для актера, но и для певца. Как ни здорово вы подготовились к выступлению, аудитория не оценит вас, если вы не смогли точно и выразительно донести суть дела. Вокалист должен уметь наполнять смыслом и чувством текст песни, которую исполняет. Для этого можно пользоваться актерским методом «разбирания» текста по мысли.
Чтобы было понятней, давайте сделаем это на примере известной песни.
1. Для начала разобьем текст на куски (каждая новая мысль – начало нового куска).
2. Затем разберем, проанализируем его. Дофантазируем то, что осталось «за кадром», но необходимо для воссоздания полной картины происходящего.
3. Подумаем и коротко и точно, в двух- трех словах определим суть каждого куска, т е ответим себе на вопрос: что происходит?
4. И, наконец, решим каким способом нам выразить определившийся смысл.
1.Позвони мне, позвони…
Позвони мне, ради Бога,
Через время протяни
Голос тихий и глубокий.
Звезды тают над Москвой,
Может, я забыла гордость?
Как хочу услышать голос,
Как хочу услышать голос,
Долгожданный голос твой!
Позвони мне, позвони…
1) Это первый куплет. Очевидно, что женщина влюблена и в данный момент ждет, не дождется весточки от любимого. Уже близок рассвет (о чем говорит фраза «звезды тают над Москвой»), Она не спала всю ночь, стало быть, очень переживает. Что между ними произошло? Судя по всему, ссора, инициатором которой был именно Он. Но Она так сильно влюблена, что готова простить ему даже унижение («может, я забыла гордость»), лишь бы они снова были вместе.
2) Теперь надо сформулировать это как можно короче и точнее: скажем, тревожное нервное ожидание.
3) Как это выразить? Само по себе «ожидание» изобразить невозможно. Но возможно подобрать глагол-действие, который поможет донести это состояние. В данном случае: «я сдерживаю истерику». Теперь каждое слово этого куплета наполнилось определенным содержанием.
4) Теперь вспомним, как говорит человек, который старается держать себя в руках?
Нарочито тихо, раздельно, изредка срываясь на отдельных словах, здесь это могут быть слова «как хочу я слышать голос», поскольку это пиковый по напряжению момент первого куплета. Не даром эта фраз повторяется дважды.
Вторая часть
2.Без тебя проходят дни,
Что со мною я не знаю,
Умоляю, позвони,
Позвони мне, заклинаю!
Дотянись издалека,
Пусть над этой звездной бездной
Вдруг раздастся гром небесный
Вдруг раздастся гром небесный
Телефонного звонка!
Позвони мне, позвони…
1) По законам развития он должен быть более напряженный и яркий, чем первый. Что происходит с героиней здесь? Время идет, Он не объявляется, ее надежда на возврат их отношений тает с каждым днем. Она уже не отходит от телефона, повторяя, как заклинание «позвони мне». Держать себя в руках все трудней.
2) Глагол – действие: опять-таки стараюсь держаться, но уже их последних сил. Здесь героиня «на грани», еще совсем чуть-чуть и она сорвется. Ее задача здесь – докричаться (в переносном смысле) до любимого.
3) Как говорит человек, находящийся «на грани» истерики? На повышенных тонах, даже «со слезами» в голосе, часто дыша. Физически сдерживание истерики можно выразить в сильном сжимании кулаков.
4) Пиковая фраза в этом куплете – «вдруг раздастся гром небесный телефонного звонка». Это почти крик, одновременно отчаянья и надежды. Она так ждет напряженно этого звонка, так хочет верить в него, что он прозвучит для нее, действительно, как «гром небесный».
И, наконец, последний куплет
3.Если я в твоей судьбе
Ничего уже не значу,
Я забуду о тебе,
Я смогу, я не заплачу!
Эту боль перетерпя,
Я дышать не перестану,
Все равно счастливой стану,
Все равно счастливой стану,
Даже если без тебя!
1). Высшая и завершающая точка в развитии этой истории.
Что же произошло здесь? Он так и не позвонил. Надежда рухнула. Она решает забыть его, выражаясь высоким стилем, «вырвать Его из своего сердца» и начать новую жизнь без Него.
2) Этот кусок – прорыв той истерики, которую так тщательно пыталась сдержать героиня на протяжении двух куплетов. Она «выплескивает» наружу все: слезы, крик, любовь, ненависть.
3) Самый сильный по накалу страстей куплет. Пиковая фраза - «Все равно счастливой стану, все равно счастливой стану» – повторяется дважды. Она сопротивляется судьбе, утверждая свою веру в женское счастье. Так вот, эту фразу можно не пропевать, а произносить, вернее, выкрикивать, тогда она прозвучит еще выразительней. Физический жест-«помощник» здесь может быть такой: раскинутые руки, как крылья птицы, свободно парящей.
Но что же происходит с героиней в самом финале? Кем она вышла из этой борьбы: победительницей или жертвой? Освободилась Она от любви к Нему? Нет. Она проиграла. Потому что снова умоляет его: «позвони мне, позвони». А как может чувствовать себя человек после борьбы, после эмоционального выплеска? Скорее всего, он будет обессиленным, «разбитым». Поэтому последнее «позвони мне» должно прозвучать не настойчиво, как в начале, а устало, почти шепотом.
Вот такая получилась история. Вы можете придумать свой вариант или сто вариантов. Главное, чтобы в них была логика, оправданная заданным текстом. А еще можно додумать, что происходило с героями потом и … Но, кажется, мы увлеклись и немного ушли от темы. Так вот. Такой анализ текста развивает фантазию, логику мышления, помогает определить главную мысль, сконцентрироваться на ней, да еще и придумать, как выразительно преподнести ее. И что не маловажно - подход к делу – творческий!
Движение и голос.
Как показывает практика, актерам зачастую бывает трудно владеть голосом во время и после движения на сцене (бега, танца, прыжков и т д).
Поэтому были разработаны тренировочные упражнения, которые помогают актеру не терять отличную речеголосовую способность в любых сценических условиях.
Эта тренировка может пригодиться и вам, если ваша профессия связана с речью во время или после физических нагрузок. К тому же они помогут научиться владеть голосом при сильном волнении или после пробежки. Бывает же так, что вы опаздываете, вам приходиться ускорить шаг или быстро вбежать по лестнице вверх. Времени «перевести дух» почти не остается. Что происходит с организмом? Дыхание усиливается, воздуха не хватает, кроме живота и груди вы начинаете «дышать» плечами и спиной. Вы дышите часто и глубоко, а это повышает легочную вентиляцию. Говорить становиться тяжело, голос хрипнет. Наступает общее утомление, появляется отдышка, слова не выговариваются, горло сжимается.
Для начала научитесь делать активный вдох носом (при закрытом рте). Нос иногда называют «воротами легких», потому что отсюда начинается путь вдыхаемого воздуха. Дышать носом вообще очень полезно. Проходя через нос, воздух согревается, увлажняется и очищается. Если часто не пользоваться носовым дыханием, то
- в крови уменьшается количество кислорода,
- нарушается вентиляция среднего уха, от этого портится слух.
- кроме того, если не дышать носом, в носоглотке и черепе происходит застой, а от этого может повыситься внутречерепное давление, развиться гайморит,
- у тех, кто дышит ртом, появляется гнусавость, неровный и хриплый голос.
Во время разговора, и тем более выступления, нам часто приходится «подхватывать» дыхание. Чаще всего мы это делаем ртом, но надо вырабатывать привычку брать вдох носом даже при открытом рте.
1. Прижмите правую ноздрю пальцем, а левой сделайте вдох. Затем, зажав ее, выдохните через правую. Потом наоборот (повторите 4-6 раз).
2. Откройте рот. Сделайте вдох и выдох носом 10-12 раз.
3. Расширив ноздри, сделайте вдох. На выдохе верните ноздри в обычное положение.
Самомассаж крыльев носа избавляет от насморка. Этот прием известен у древневосточных актеров и используется в народной медицине:
1.
- сядьте или лягте
- указательный палец правой руки поставьте в место соединения бровей
- средний и большой пальцы – на крылья носа слева и справа
- закройте левую половину носа средним пальцем и сделайте вдох правой половиной, выдох – левой и наоборот
- вдох и выдох должны быть шумными
- повторите 10-12 раз
2.
- поглаживая боковые части хребта носа от кончика к переносице указательными пальцами обеих рук, делайте вдох.
- на выдохе постукивайте указательными и средними пальцами обеих рук по ноздрям (4-6 раз)
- делайте вдох, как в предыдущем упражнении, а на выдохе похлопывайте кончиками пальцев обеих рук боковые части носа, лоб, щеки (4-6 раз)
Вот примеры некоторых тренировочных упражнений, которые научат справляться с голосом в сложных условиях.
1. Короткий вдох носом, фиксированный выдох. Не прекращая выдоха, 3-5 раз поднимите руки через стороны.
2. Короткий вдох носом, фиксированный выдох. Не прекращая его, сделайте на месте 10-20 шагов.
3. Короткий вдох носом, фиксированный выдох. Не прекращая его, сделайте 3-5 приседаний, руки вперед. Повторите 3раза.
Бег со звуком и дыханием:
1. Короткий вдох носом. Бег 30 секунд. Тянуть зммм… вммм… бммм…и т д
2. Короткий вдох носом. Бег 30 секунд, одновременно поднимать руки за голову и опускать их.
Отдышка появляется не от нехватки воздуха, а от его избытка, от судорожного частого вдоха. Приучайте себя в разговоре быстро сбрасывать лишний воздух после каждой фразы.
В повседневной жизни, во время ходьбы и подъема по лестнице можно тренировать свое дыхание: (помните, вдох – носом, выдох – ртом)
- вдох на один шаг, выдох на – на три шага, (и наоборот)
- вдох на два шага, выдох – на шесть (и наоборот)
- вдох на одну ступеньку, выдох резкий короткий в 3 приема
Уменьшайте и увеличивайте длину вдоха и выдоха по вашему выбору, главное – равномерно распределяйте дыхание. Прислушивайтесь к своему телу, и вы поймете, где был перебор, где недобор дыхания.