Теория лифта

Прошу заметить, что эта техника предназначена для студентов с определенным уровнем подготовки. Использование ее начинающими вокалистами бесполезно и может нанести некоторый вред, вызванный неумением работать с певческим дыханием.
Сами по себе упражнения на глиссандо (скольжение) часто используются вокальными педагогами, в том числе мной.
[Белоброва Е.Ю.]
Как мне это петь: головным или грудным звуком?
Обсуждение вопроса диапазона, регистров и локализации тона для учеников среднего и продвинутого уровня подготовки Как опытный педагог-вокалист и как вечный студент, я уже двадцать лет изучаю и анализирую певческий голос. Я часто слышу, как ученики жалуются на то, что сталкиваются с ограничениями в диапазоне или нежелательными изменениями в качестве тона после нескольких недель, месяцев или даже лет усердной практики. Иногда ответ лежит в вокальном компоненте, которому часто не уделяют должного внимания - глотке, и правильном понимании вокальных регистров.

Глотка - это просто проход из полости носа в гортань (и в пищевод). В нем, как известно, есть три разных области: носоглотка (расположена за носом), ротоглотка (расположена в задней части рта) и гортанная часть глотки(над глоткой). Понимание устройства глотки и принципов ее работы в пении может сильно изменить качество певческого голоса.

По аналогии с глоткой, разделяемой для удобства на три области, голос разделяют на регистры (грудной голос, средний, головной, фальцет). Эти области-регистры получили названия, которые указывают на изменения качества тона происходящие при движении от одного участка звуковысотного диапазона к другому.

Грудной голос часто связывают с глубоким, теплым, насыщенным, плотным звуком.

Средний голос обычно связывают с серединой диапазона и теплым насыщенным звучанием тона. Средний голос также распространяется на включение вокальной маски и теплый, головной звук.

Головное звучание (женщины), фальцет (мужчины) связывается с легким, светлым звучанием тона, который высок по звучанию и резонирует в верхних носовых пазухах (некоторые певцы считают головные тоны, связанные с вокальной маской головным голосом и поэтому никогда не достигают своего диапазонного потенциала.)

Когда ко мне обращаются с вопросом: "Как мне это петь: грудным или головным звуком?" - мой ответ всегда: "Пойте ноту". Мои преподавательские цели включают научение студента балансу всех вокальных компонентов для того, чтобы достичь наилучшего звучания. Это требует слияния, а не разделения.

Каждый исполнитель должен слушать ноту и решать, нуждается ли она в большей теплоте или в большей яркости - а затем настраивать вокальный инструмент так, чтобы добиться желаемого звука. [выделено Белобровой Е.Ю.]

Не знаете, как сделать это? Глотка.
Это - место доступа к большинству резонаторных полостей, и - главная часть решения.

Еще раз посмотрите на иллюстрацию, приведенную выше (обратите внимание на глотку и резонирующие полости) и примите к сведенью следующую аналогию и теорию: Вокальный аппарат, ваше тело, это многоэтажное здание, и гортань - лифт в этом здании, перемещающийся вверх и вниз.

Остановитесь на минутку и представьте себе это!

  • Лобные пазухи являются пентхаузом (чердаком) и связаны с извлечением самых высоких нот.
  • Полости носа, носоглотка и вокальная маска представляют верхние этажи.
  • Ротовая полость, ротоглотка, мягкое нёбо представляют собой средние этажи.
  • Полости верхней части груди и гортанная часть глотки - нижние этажи.
  • Полости нижней части груди, представляют подвал - самые низкие ноты.
Грудной голос часто связывают с глубоким, теплым, насыщенным, плотным звуком.

Средний голос обычно связывают с серединой диапазона и теплым насыщенным звучанием тона. Средний голос также распространяется на включение вокальной маски и теплый, головной звук.

Головное звучание (женщины), фальцет (мужчины) связывается с легким, светлым звучанием тона, который высок по звучанию и резонирует в верхних носовых пазухах (некоторые певцы считают головные тоны, связанные с вокальной маской головным голосом и поэтому никогда не достигают своего диапазонного потенциала.)


Многие певцы отказываются пользоваться лифтом, который без особых усилий движется к следующей ноте. Вместо этого они усердно взбираются по лестнице, в уме отмечая каждую лестничную площадку (регистр или изменение тона). Вместо того чтобы сосредотачиваться на каждой ноте, учитесь пользоваться вашей глоткой с выгодой для себя и улучшайте общее звучание голоса. Эта техника также расширит ваш диапазон. Используйте приведенное ниже упражнение на глиссандо, чтобы проверить концепцию в действии. Но прежде убедитесь, что ваше тело и ваш голосовой аппарат расслаблены.

На слоге "heee", мы начнем с удобной низкой ноты в нашем диапазоне и движемся нота за нотой к верхней удобной ноте (от нижних этажей к верхним, временно не обращая внимание на пентхауз и подвал). Делайте все в соответствии с этими точными инструкциями:

  1. Думайте об удобной низкой ноте, с которой вы начнете: услышьте ее в голове.
  2. Начиная петь первый звук, представляйте лифт, который начинает движение вверх из вашей груди.
  3. Начинайте скольжение от ноты к ноте, вверх к финальной ноте. С каждой нотой, представляйте образ лифта, устойчиво, без рывков и лишних усилий идущего вверх.
  4. В процессе движения вверх усиливайте воздушный поток.
  5. Знайте свою верхнюю ноту. Слушайте ее в голове. Как опытный лифтер сделайте на ней уверенную и легкую остановку.


Переход между регистрами часто производит вокальный тон, который "ломается" или сильно меняется качественно. Первая цель - это петь слог "heee"сильно на каждую ноту, даже если "ломка" тона или его качественное изменение имеет место. Повторение этого упражнения позволяет со временем обрести необходимую силу и координацию для того чтобы справиться с вышеозначенными проблемами. Это также поможет вам развить полноценный и естественный певческий голос, с завидным диапазоном. Тут мы переходим к следующему этапу:

Итак, вы хотите петь верхние ноты?
Развитие верхов, для многих вокалистов, может стать обескураживающей задачей с зыбкой целью. Многие студенты учатся сосредотачиваться на маске, в первую очередь. В результате после даже после многих лет тренинга певцы дотягивают до определенной ноты и застревают, как бы упираясь в потолок. Возвращаясь к нашей аналогии, можно сказать, что они - как лифт, который достигает верхних этажей или потолка носовой полости, не могут двинуться дальше. Звук, извлекаемый в результате такого сосредоточения - часто немного головной или прикрытый. Чтобы расширить ваш вокальный диапазон за этот предел, нужен доступ в пентхауз, лобные пазухи и пазухи верхней части головы и затылка. Звук, извлекаемый таким образом, будет легким и ярким. Для тех из вас, кто знаком с вымышленным персонажем, Вилли Вонка, и знаменитым стеклянным лифтом, выстреливающимся через крышу задания, эта концепция может оказаться более понятной, потому что данный образ наглядно демонстрирует то, что должно происходить. Совершенно верно! Чтобы расширить свой диапазон вверх, надо выстрелить "лифт" через крышу. Это требует небольшого усиления потока воздуха и смены места (фокуса) сосредоточения звука. Сдвигаете это место от переносицы и бровей к макушке. Ведите ноты легко. Возможно, вам придется опустить челюсть, чтобы создать больше места для звука. Не стремитесь добиться объема и силы сразу. Пойте легко. Частое повторение этого упражнения поможет развить силу, сноровку, выносливость в этом участке диапазона. Следуйте вышеперечисленным шагам и повторяйте вокальные сирены снова, на этот раз позволяя лифту (и фокусу) достигать пентхауза. Выстрелите "фокус" через крышу и пойте выше, чем вы когда-либо пели раньше. Пользуйтесь теорией лифта и соответствующими образами, чтобы понять, где сосредоточить звук для каждого тона. Помните, что в результате у вас должен получиться легкий и яркий тон с теплым и насыщенным звучанием. И хотя сначала может появиться ощущение дискомфорта, никакого вокального напряжения быть не должно. Фактически, правильное пение высоких нот довольно легко.

Не забывайте пить воду комнатной температуры через каждые несколько упражнения, чтобы предупредить обезвоживание вашего голосового аппарата.

Итак, вы хотите петь нижние ноты?
Теперь, когда мы освоили "пентхаузную" порцию "лифтовой" теории, вы, вероятно, имеете представление, куда мы направимся, разбирая "подвальную" часть. Давайте снова призовем на помощь упражнение вокальные сирены, чтобы продемонстрировать идею, в этот раз, начиная на высокой ноте.

  1. Подумайте об удобной ноте в высокой части диапазона, услышьте ее в голове.
  2. Начните петь тон, представляя образ лифта стартующего из пентхауза.
  3. Начните скольжение вниз на слоге "heee", от тона к тону, в низ к самой низкой ноте вашего диапазона. С каждой нотой, представляйте образ лифта устойчиво, без рывков и лишних усилий идущего вниз.
  4. В процессе спуска к "основанию" вашего диапазона важно сбалансировать объем резонирующего пространства в грудной полости, уменьшение потока воздуха и объема используемого мышечного контроля. В роли лифтера, поэкспериментируйте с доступом в эти области. Способность решить проблему объема "подвала" напрямую связана с тем, насколько низко и "тепло" вы сможете петь.
Примечание: не подталкивайте голос в этой области вообще. Гораздо лучше расслабиться и уменьшить поток воздуха, в то же самое время поддерживая звук диафрагмой. Регулярно и продуктивно практикуясь, можно усилить звук и в этой части диапазона. Форсировка же голоса в этой области может привести к перегрузке или повреждению голосового аппарата и задержке вокального развития.

© Ивонн ДеБанди

[перевод: Алексей Баскинов]
Еще больше полезных статей